Побратимството е народен обичай фиксиран 19 в от етнографите по нашите земи,но днес вече никой не го изпълнява.
„В много селища вечерта срещу Ивановден „като се освети водата" правят побратимство или както го наричат още „ивановство" и „Аратличество". Това е обреден ритуал между двама или трима мъже с клетва, в която побратимите стъпват с бос крак в жива жар -За да са силни и да милеят един за друг. После заклинателят им дава да отпият едновременно от един съд по три глътки червено вино - символ на кръвта, която ги свързва навеки, и опасани тримата с един ален пояс, побратимите разломяват три обредни хляба, за да за-хранят и свържат завинаги в свещен съюз три рода в едно. После скрепяват новото родство с три строго последователни танца — чепня, изпълнявана от посестримите, чер пипер - игран от мъжете на трите рода, и нямско хоро -с участието на всички. Така тримата мъже сродяват родовете си и стават като братя, а съпругите им от този ден стават посестрими” href="http://www.promacedonia.org/bg_folklore/bg/index.htm"
Преди няколко години се натъкнах на една статия описваща обряда побратимство в Кавказ.Ще цитирам няколко откъса от нея тук
"Первое описание обряда побратимства составлено Геродотом. "В большую глиняную чашу, - писал он о скифах, - наливается вино, смешанное с кровью участников договора. Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого произносят длинное заклинание, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши".
Изначально к установлению побратимства прибегали, как правило, в сложной жизненной ситуации, когда человеку (в случае коллективного побратимства - социальной общности) требовалась поддержка верного и надежного союзника, установление же родства - инструмент дипломатии раннеклассового и феодального общества (вспомните династические браки) - являлось самой прочной гарантией таких отношений.
В настоящее время ант устанавливают чаще всего путем исполнения двух обрядовых действий: либо заклания жертвенного животного (курманлык), как в вышеописанном случае, либо "соединения" крови побратимов (кан карнаш). Иногда оба эти обряда исполняются вместе.
Браки между членами семей побратимов считаются недопустимыми, так как побратимство влечет за собой установление псевдородственных отношений, которые порою бывают крепче кровнородственных связей. Узы же родства в Карачае чтятся до 7 (а еще раньше до 12) поколений потомков.
Ант с жертвоприношением был заключен в 1975 г. в а. Римгорка между Магометом Айбазовым и Магометом Каитовым. И даже после смерти побратимов их родня продолжает поддерживать отношения родства. Ант с жертвоприношением универсален, т.к. при его помощи можно устанавть не только побратимство- союз двух или более мужчин, но и более редкие его варианты: посестримство (союз двух и более женщин) и побратимство-посестримство (смешанный союз двух и более мужчин и женщин).В 1992 г. Заурбек Тамбиев (1973 г.р., а. Первомайский) заключил кровный ант со своим другом. Надрезав основания больших пальцев левых рук, они сомкнули их в рукопожатии и произнесли слова клятвы: "Клянемся быть с этого момента братьями! Клянемся везде и во всем выручать друг друга! (и т.д.)", после чего обнялись правою рукою. Для заключения "кровного" анта не требуется ничьего свидетельства. Именно поэтому к такой форме анта прибегают как правило юноши-максималисты и, говорят, лихие люди (раньше бы их назвали абреками), не желающие афишировать свои отношения. По утверждению информаторов "кровный" ант наиболее священен и нерушим.
http://www.spektr.info/articles/narodi/80/
Няма коментари:
Публикуване на коментар